Клавишникам:
В современной музыке сэмплеры играют весьма значительную роль. Ни одна студия не обходится без этого почти универсального инструмента, и тому есть свои причины. Сэмплерных библиотек выпускается все больше, звуки становятся все качественнее, и один сэмплер и пара десятков библиотек позволяют отказаться от бесчисленного количества звуковых модулей и синтезаторов. Однако все приборы в той или иной степени не совершенны, поэтому, покупая сэмплер для студии, следует иметь ввиду некоторые ключевые моменты. Все существующие на данный момент сэмплеры можно разбить на несколько категорий. К первой относятся серьезные студийные устройства, имеющие все необходимые функции для записи звука и последующего создания мультисэмпла, а также его настройки. Например, при помощи такого сэмплера можно воссоздать звучание фортепиано, предварительно записав несколько десятков сэмплов с настоящего фортепиано в разных регистрах и с разной динамикой. Затем обработанные сэмплы привязываются к определенным клавишам на MIDI-клавиатуре, и вы получаете возможность играть на ней, как на настоящем фортепиано. Такой сэмплер нужен прежде всего тем, кто собирается работать с реальными инструментами, но не имеет возможность пригласить небольшой симфонический оркестр для записи одной из своих композиций.
Ко второй категории относятся так называемые фразовые сэмплеры типа Loop/Groove. Их количество растет в связи со спросом на танцевальную музыку. Как правило, в качестве “инструмента” используется не мультисэмпл, скажем, синтезатора Moog, а уже готовая записанная фраза, которая в последствии обрабатывается. Обычно эти инструменты предусматривают возможность их использования на “живых” выступлениях и поэтому оснащены большим по сравнению со стационарными сэмплерами количеством регуляторов, позволяющих изменять параметры звуков в режиме реального времени. Для таких сэмплеров выпускаются специальные библиотеки с ритмическими и гармоническими паттернами, рассортированными по темпу. Конечно, студийные сэмплеры тоже могут работать с таким материалом, и, надо сказать, раньше их использовали преимущественно для подобных задач. Однако основная разница между этими двумя категориями приборов заключается в том, что первые менее приспособлены для оперативной работы, что называется, “на лету”, а вторые не имеют возможности точной настройки и обработки сэмплов.
Еще одну категорию сэмплеров представляют рабочие станции, совмещающие в себе функции синтезатора и сэмплера. Возможности сэмплирования значительно отличаются от модели к модели, поэтому однозначно отозваться о них нельзя. Некоторые могут только воспроизводить несколько записанных фраз, другие (в частности, Yamaha EX и Korg Triton) имеют полноценный встроенный сэмплер, что, собственно, видно по их цене.
Частота сэмплирования
Этот параметр всем знаком, и рассказывать о том, что это такое, мы не будем. Понятно, что чем выше частота сэмплирования, тем лучше качество звука, на этом и остановимся. В первых моделях сэмплеров широко использовалась частота сэмплирования 22 кГц, и обуславливалось это небольшим объемом оперативной памяти тогдашних сэмплеров (о памяти чуть позже). Для хранения одной минуты стереофонического цифрового звука требуется около 10 Мбайт памяти, а на первых сэмплерах этот объем был ограничен 750 килобайтами, и чтобы дать возможность пользователю загружать как можно больше звуков, приходилось использовать сэмплы с низкой частотой сэмплирования и, соответственно, с не слишком хорошим качеством. В некоторых древних сэмплерах даже использовалась частота сэмплирования 8 кГц. Если обратиться к теореме Найквиста, на которой и основывается технология оцифровки звука, то для адекватного восприятия звука частота сэмплирования должна как минимум вдвое превышать верхний порог слуха человека. В ситуации с частотой сэмплирования 22 кГц получается, что все слышимые частоты выше 11 кГц будут воспроизводиться не корректно. Конечно, ни один инструмент не в состоянии воспроизвести ноту такой высоты, однако в часть звукового спектра с 11 кГц до 22 кГц попадают ВЧ-гармоники, благодаря которым звука кажеться “прозрачным” и “чистым”. Их отсутствие в звуке того или иного инструмента непременно вызовет ощущение некой “задушенности”, как будто слушаешь через стенку. Однако частота сэмплирования 22 кГц нередко применяется для басовых звуков, в которых мало или совсем нет высоких частот, а также для намеренного ухудшения качества звука, модного ныне метода Lo-Fi.
Разрядность
Это понятие также должно быть знакомо любому, кто имел хоть какой-то опыт общения с цифровым аудио. Разрядность – это число бит, которым описывается уровень одного отсчета оцифрованного звука, и он имеет большое значение, так как определяет динамический диапозон. Стандарт CD (16 бит) распространен практически повсеместно, но постепенно начинает усаревать, уступая место DVD (24 бит), хотя, по всей видимости, этот процесс будет длиться еще некоторые время. Опять же, чем больше разрядность, тем лучше качество и детализация звучания. Первые сэмплеры работали с разрядностью 8 бит, потом она увеличилась до 12, позже перешла на 16 бит и теперь движется в сторону 24 бит. В настоящее время сэмплеры имеют разрядность 16 бит, так что приобретая сэмплер пятилетней давности, стоит вспомнить о разрядности.
Полифония и мультитембральность
В принципе аранжировку абстрактной композиции можно создать, пользуясь одним только сэмплером, так как он может звучать любым тембром, были бы необходимые библиотеки. Поэтому многие музыканты, от композиторов-одиночек до продюсеров саундтреков, работают исключительно с сэмплерами, не применяя синтезаторов, ни реальных инструментов. Если вас интересует такая перспектива, то вам понадобится сэмплер с большой полифонией и мультитембральностью. Полифония определяет количество одновременно звучащих голосов (или нот), тогда как мультитембральность представляет собой максимальное количество одновременно используемых тембров (звуков). Лучшие образцы современных сэмплеров обеспечивают 128-голосную полифонию и 32-частную мультитембральность. Некоторые относительно недорогие модели фирм Akai и E-mu позволяют расширять данные возможности путем установки дополнительных плат.
Оперативная память
Оперативная память (RAM) используется для записи сэмплов. Чем больше объем RAM, тем больше количество сэмплов можно использовать в работе и тем длиннее они могут быть. При выключении питания сэмплера его RAM освобождается, поэтому неплохо иметь какой нибудь накопитель для хранения и оперативной загрузке сэмплов. Некоторые модели сэмплеров оборудуются флэш-картами, которые сохраняют записанную на них информацию и после выключения питания, однако они редко входят в стандартную комплектацию и стоят дороже, чем обычные модули памяти. Обычно флэш-карты используются для хранения наиболее часто используемых звуков, то есть в качестве своеобразного звукового модуля.
Хранение данных
Устройства хранения данных представляют собой еще один важный момент, играющий роль при выборе сэмплера. На раннем этапе развития сэмплеров, когда большинство из них было 8-или 12-битными, задача хранения сэмплов легко выполнялась с помощью 3,5-дюймового дисковода, так как все содержимое RAM свободно помещалось на дискету. Но современным сэмплерам с объемом RAM в несколько мегабайт требуются другие носители информации. Поэтому в качестве носителей информации используются жесткие диски, а также съемные носители большого объема (Zip и Jazz). Большинство сэмплеров также оборудовано портом SCSI, позволяющим подключать внешние накопители. Используя SCSI-порт, можно подключить сэмплер к компьютеру и с помощью специального программного обеспечения осуществлять обмен звуками между сэмплером и компьютером. Некоторые программы-редакторы позволяют управлять сэмплером с компьютера. Кроме того, к SCSI-порту можно подключить привод CD-ROM и считывать сэмплерные библиотеки с компакт-дисков напрямую.
Многие сэмплеры умеют “читать” библиотеки, записанные в формате других сэмплеров, но совместимость между приборами разных прозводителей исторически основывалось на совместимости с форматом Akai (как правило, с моделями S1000 и S3000). Скорее всего это связано с тем, что большинство библиотек делалось именно под них. В последнее время сэмплера стали поддерживать и компьютерный формат Wav. Со временем, по всей видимости, совместимость сэмплеров перестанет осложнять жизнь пользователям.
Аудио
Количество аудиовыходов сэмплера также может иметь решающее значение при покупке. Дополнительные выходы (если они есть) могут использоваться для подключения устройств обработки, если сам сэмплер не имеет встроенных эффектов. Некоторые модели предусматривают возможность установки дополнительных аудиовыходов. Практически все современные сэмплеры оснащаются цифровым входом и выходом, что позволяет коммутировать его с любым цифровым устройством – микшером, записывающим устройством или звуковой платой компьютера.
Синтез
Если раньше было достаточно того, что сэмплер мог записывать звук и затем воспроизводить, то теперь есть спрос и на другие возможности. Тем, кто серьезно занимается дизайном звука, понадобиться сэмплер с генератором огибающей, LFO, резонансными фильтрами и т.п. С помощью этого “скромного” набора можно изменить звук до неузнаваемости или сымитировать звучание аналоговых синтезаторов с большей степенью правдоподобности.
Эффекты
Чем больше у сэмплера возможностей цифровой обработки сигнала, те шире спектр возможных манипуляций. Если он оборудован процессором базовых эффектов - ревербератор, дисторшн, дилэй, хорус и т.п. - то отдельный процессор может вам просто не понадобиться. Многие модели оснащаются весьма хорошими и качественными процессорами эффектов, потому, в принципе, можно сделать аранжировку целиком на сэмплере без участия дополнительных устройств обработки. Некоторые модели в базовой комплектации не имеют платы эффектов, однако предусматривают возможность ее дополнительной установки. Другая важная функция, за которую отвечает процессор эффектов, - редактирование времени звучания сэмплов, что очень важно при работе с ритмическими рисунками и закольцованными фрагментами.
Другие возможности
Функция Record Direct-To-Disk позволяет сбрасывать готовую композицию в сэмплер и работать с ней, как с сэмплером. В этой ситуации сэмплер работает в качестве стереофонического рекордера на жестком диске. Многие сэмплеры также оборудуются секвенсерами, от самых простых до вполне профессиональных, в которых можно собрать композицию целиком. Например, вы делаете MIDI-аранжировку на компьютере, а затем открываете ее в сэмплере, подставляя нужные звуки. Таким образом можно использовать ее на концерте в качестве секвенсора, совмещенного со звуковым модулем.
Возможность пересэмплирования звука с включенной обработкой и сохранение полученного результат в качестве отдельного самостоятельного сэмпла позволяет высвободить процессор эффектов прибора для других звуков. Единственно, что стоит делать только в том случае, если вы уверены, что данному звуку понадобиться именно этот эффект. Конечно, всегда можно все переделать, однако это займет дополнительное время, которого всегда мало. Большой и легко читаемый дисплей всегда имеет преимущество, так как обеспечивает большое удобство при работе непосредственно с сэмплером, без помощи компьютера. Некоторые устройства имеют двустрочные дисплеи, с которыми невозможно работать, так как, пройдя через десяток промежуточных страничек и меню, нередко забываешь, что хотелось сделать в начале.
Программные сэмплеры
Владельцы мощных компьютеров могут работать с программными сэмплерами. На данный момент можно выделить две основные программы: Unity DS-1 (BitHeadz Software) и Gigasampler (Nemesys).
Unity DS-1 работает на платформах PC и Mac и для хранения сэмплов используют оперативную память компьютера. Gigasampler для хранения сэмплов использует жесткий диск компьютера, поэтому объем сэплерной памяти ограничевается объемом жесткого диска. Он обладает 64-голосной полифонией и 16-частной мультитембральностью. В комплект поставки входит утилита для чтения библиотек Akai, а также Gigasampler поддерживает протоколы обмена SDS и SMDI. В принципе, эта программа может работать на компьютере совместно с секвенсором, но только если у вашей звуковой карты несколько выходов, так как Gigasampler для воспроизведения своих звучаний использует одну стереопару целиком.
Синтезатор, без сомнения, можно считать одним из самых значительных изобретений нашего времени. Первые синтезаторы были чисто аналоговыми устройствами. Вот почему у многих слово "синтезатор" ассоциируется с "космическими" звуками, которых не бывает в природе. Благодаря синтезу уникальных звуков возникли новые стили и направления современной музыки. Следующим этапом эволюции было создание цифровых синтезаторов, которые с большим успехом имитировали звучание реальных музыкальных инструментов. Это предоставило музыкантам, владеющим только одним инструментом, возможность записывать все необходимые в аранжировке партии. Именно поэтому роль синтезатора в настольной студии трудно переоценить - не так много "настольных музыкантов" являются мультиинструменталистами.
Вообще, разговор о синтезаторах заслуживает если не целой книги, то отдельной статьи - это точно. Здесь же мы остановимся только на самых важных моментах, без знания которых трудно правильно выбрать синтезатор, соответствующий вашим потребностям. Даже если в ваши планы не входит покупка синтезатора, не забывайте, что практически все звуковые платы снабжены встроенным синтезатором (многие даже двумя) и все, что мы рассмотрим в этом разделе, применимо и к ним. Вот основные характеристики синтезатора.
Метод синтеза звука. Он определяет, каким образом синтезатор создает звук, и от него зависит характер звучания синтезатора в целом. Перечислим методы синтеза звука:
Аналоговые методы синтеза (аддитивный и субтрактивный). Применяются главным образом в аналоговых синтезаторах. Суть аддитивного метода: элементарные звуковые волны (синусоидальные, треугольные, пилообразные и т. д.), порождаемые генераторами, складываются для получения одной, богатой гармониками, звуковой волны. При субтрактивном синтезе все наоборот: гармонически насыщенный звук пропускается через серию фильтров, которые "убирают" одни частоты и выделяют другие. Аналоговые методы синтеза очень хороши для создания чисто "синтетических" звуков.
FM-синтез (метод частотной модуляции). Использует частотную модуляцию для получения сложной звуковой волны из комбинации двух или более простых. В начале 80-х этот метод был чрезвычайно популярен благодаря мировому бестселлеру - синтезатору Yamaha DX-7. FM-синтез прекрасно показывает себя при создании "колокольчикообразных" звуков: ксилофон, электропиано и т. п. Неплохо также получаются и "синтетические" тембры. Звуковая плата SoundBlaster фирмы Creative Labs и все, совместимые с ней, обязательно снабжены синтезатором OPL3 фирмы Yamaha, базирующемся именно на этом методе синтеза.
"Волновой" синтез. Этим термином (сокращенный перевод англоязычного Wavetable Synthesis - синтез по методу "волновой таблицы"), пользуются, как правило, компьютерщики, музыканты чаще употребляют другой термин - Sample Playback (воспроизведение сэмплов). Идея метода очень проста: в памяти синтезатора хранятся (в цифровой форме) фрагменты записи звуков реальных инструментов (сэмплы). В ответ на нажатие клавиши синтезатор проигрывает сэмпл. Изменение высоты тона достигается увеличением или уменьшением скорости проигрывания (подобно тому, как повышается высота звука при увеличении скорости прокрутки магнитофонной ленты). Звук, получаемый таким методом, зачастую трудно отличить от натурального звучания инструмента. Ничего удивительного в этом нет - вы действительно слышите запись звука реального инструмента. Этот метод является сегодня наиболее распространенным, на нем основаны подавляющее большинство выпускаемых сегодня цифровых синтезаторов (в том числе и встроенных в звуковые платы).
Физическое моделирование. Это совершенно новый метод синтеза, который только-только покинул стены лабораторий и исследовательских центров. Его появление стало возможным благодаря созданию новых высокопроизводительных микропроцессоров. При использовании физического моделирования для каждого инструмента разрабатывается математическая модель, с помощью которой имитируются процессы, происходящие в музыкальном инструменте в момент возникновения звука. В связи с тем, что построение таких моделей представляет собой нетривиальную задачу, а для генерации звука необходимо (в реальном времени!) производить громадное количество вычислений, инструменты, базирующиеся на новой технологии, еще весьма дороги. К тому же пока почти все такие инструменты являются одно- или двухголосными. Нет сомнения, однако, что за физическим моделированием - будущее, поскольку этот метод позволяет воспроизводить звучание реальных инструментов с потрясающей точностью, недостижимой для других методов синтеза. Отметим, что некоторые фирмы называют этот метод акустическим моделированием.
Во многих синтезаторах используется комбинация рассмотренных выше методов. Большинство "волновых" синтезаторов, например, комбинирует технологию воспроизведения сэмплов с последующей "доработкой" звука при помощи фильтров и низкочастотных модуляторов. Такую комбинацию называют методом S + S (sampling + synthesis, сэмплирование плюс синтез). В дальнейшем под "синтезатором", будет подразумеваться инструмент именно такого типа.
Полифония. Определяет, сколько звуков (нот, голосов) может воспроизвести синтезатор в каждый момент времени. Так, для того чтобы сыграть мелодию "одним пальцем", достаточно монофонического инструмента (полифония = 1), чтобы взять аккорд из трех нот - трехголосного синтезатора и т. д. Старые и современные аналоговые синтезаторы являются в большинстве своем одноголосными, поскольку для добавления каждого голоса приходится практически еще раз повторять всю звукогенерирующую часть синтезатора (недешевое удовольствие!). По той же причине новейшие инструменты, построенные по принципу физического моделирования, как правило, одноголосные. Для современных "волновых" синтезаторов стандартной является 32-голосная полифония. Многие старые инструменты имеют 16-28-голосную, а новейшие - 48-64-голосную полифонию. Не следует думать, однако, что двукратное увеличение полифонии ведет к двукратному увеличению цены: многие модели 64-голосных синтезаторов стоят меньше тысячи долларов.
Мультитембральность. Определяет, сколько различных звуков (на этот раз инструментальных партий) может воспроизвести синтезатор в каждый момент времени. Если, допустим, вы хотите записать композицию, в которой будет партия барабанов, бас-гитары и фортепиано, ваш синтезатор должен обладать мультитембральностью, равной трем. Большинство современных "волновых" синтезаторов имеют мультитембральнось в 16 партий. Некоторые старые синтезаторы могут иметь мультитембральность 8, немногие из новейших синтезаторов - 32. В принципе, делать модели с мультитембральностью больше 16 не имеет особого смысла, так как, с одной стороны, существует ограничение на полифонию, с другой - по одному MIDI-порту может передаваться не более 16 каналов (таково ограничение стандарта MIDI, о котором мы поговорим позже).
Количество звуков. Тут, вроде, все ясно. Чем больше звуков, тем лучше, если, конечно, количество не идет в ущерб качеству. Одно только уточнение: хороший синтезатор должен иметь возможность создания новых (и/или модификации имеющихся) звуков. Аналоговые синтезаторы, в принципе, способны синтезировать бесконечное разнообразие звуков, вот почему их лучше характеризует критерий "количество пресетов", т. е. количество звуков, которое синтезатор способен хранить в памяти. Почти для всех синтезаторов более информативной является следующая характеристика.
Объем памяти. Принципиально важная характеристика для цифровых синтезаторов. Обычно, когда говорят об объеме памяти волнового синтезатора, имеют в виду память, используемую для хранения образцов звука - сэмплов. Как правило, чем больше размер памяти, тем больше количество звуков (вернее, базовых сэмплов) и/или тем выше их качество. Все логично. Однако создание звуков - это искусство, даже магия, неудивительно, что существуют инструменты, которые при скромном объеме памяти генерируют звуки такого качества, которого конкуренты не могут достичь простым ее увеличением. Такие инструменты становятся "классикой жанра". Поэтому никогда не выбирайте синтезатор, только взглянув на таблицу характеристик, - обязательно послушайте хотя бы некоторые звуки или демонстрационную мелодию.
Если же говорить о "сухих цифрах", то современные модели синтезаторов имеют "на борту" от 4 до 32 Мбайт памяти. Кроме "памяти сэмплов" (sample memory) часто указывают объем "памяти программ" (program memory), т. е. сколько звуков (пресетов), полученных из базовых сэмплов, способен хранить инструмент. Пресеты могут храниться в постоянной памяти (ПЗУ) или оперативной (ОЗУ). Во втором случае их можно модифицировать или перезагружать. Минимальное требование по памяти пресетов для современного инструмента, установленное всемирным стандартом General MIDI (GM), - 128 звуков. Многие инструменты вместо (или помимо) банка GM содержат другие банки пресетов, число звуков в которых может достигать нескольких сот.
Возможность расширения памяти. Вообще этот вопрос можно было рассмотреть в рамках предыдущей характеристики, но лучше поговорить о нем отдельно. Дело в том, что память сэмплов, как и память программ, может располагаться и в ПЗУ, и в ОЗУ. Набор сэмплов, хранящихся в ПЗУ синтезатора нельзя изменить, нельзя добавить новые сэмплы. Конечно, базовые сэмплы - это всего лишь "сырье" для создания звуков, смешивая их между собой, модифицируя с помощью фильтров и модуляторов (помните, это называется S + S), вы можете получить в итоге звук, весьма отдаленно напоминающий оригинал. Но создать принципиально новый звук, не основанный ни на одном из базовых сэмплов, вы не сможете. Например, если в вашем синтезаторе нет хорошего звука скрипки, то единственный выход - пригласить скрипача. Впрочем, в некоторые модели включен специальный разъем (слот) для дополнительных ПЗУ-карточек, покупая которые, вы можете значительно расширить возможности своего инструмента. Однако такие карточки, как правило, довольно дороги, кроме того, для разных моделей обычно нужны разные карточки. Второй вариант - хранение сэмплов в ОЗУ - снимает все эти проблемы: содержимое ОЗУ можно изменить в любой момент. Синтезаторы, использующие для хранения сэмплов оперативную память, называются сэмплерами. Как правило, сэмплеры стоят дороже обычных синтезаторов, но звуковые библиотеки для них (на дискетах иди CD-ROM) - не дороже, чем карточки ПЗУ, а число предлагаемых ими звуков почти всегда больше. Для наиболее популярных сэмплеров (AKAI, Ensoniq, Roland, Emulator) существуют десятки тысяч звуков. Ни один основанный на ПЗУ синтезатор, конечно, не обладает подобной "материальной базой". Но сэмплеры могут создавать и новые сэмплы, записывая в цифровой форме внешний сигнал. Недостатком сэмплеров является необходимость каждый раз заново загружать звуки (содержимое ОЗУ, конечно, теряется при выключении устройства), что требует времени. Кроме того, содержимое ПЗУ-синтезаторов всегда тщательно "полируется" перед выпуском в серию, поэтому при одинаковом объеме памяти звуки в синтезаторе могут быть гораздо лучшего качества. Отмечу также, что существуют инструменты, которые имеют и ОЗУ, и ПЗУ одновременно, сочетая преимущества обоих подходов.
Структура секции синтеза. Об этом можно говорить очень долго, но постараюсь изложить суть в двух словах. Как уже было сказано, в большинстве синтезаторов сегодня используется технология S + S. На первом этапе воспроизводится образец звука (сэмпл), на втором - звук изменяется с помощью управляемых фильтров и усилителей и различного рода модуляторов и генераторов огибающих. Управляемый усилитель отвечает за громкость звука, фильтр -- за тональную окраску, модуляторы обеспечивают периодическое изменение какого-либо параметра во времени. Гибкость схемы взаимодействия этих компонентов друг с другом и определяет мощность синтезатора. Простой пример: вы нажимаете на клавишу синтезатора - слышите звук. Нажимаете клавишу сильнее - звук становится громче и ярче. Это кажется естественным, но на самом деле происходит следующее: клавиатура передает в синтезатор номер нажатой клавиши и число, соответствующее скорости нажатия на нее; в зависимости от значения этого параметра управляемый усилитель изменяет амплитуду (делает звук громче), а фильтр изменяет значение так называемой частоты среза (пропускает больше высоких частот, делая звук ярче). Возможно, вы сумеете запрограммировать синтезатор так, чтобы все было наоборот. Для получения, предположим, эффекта тремоло, вы можете выход низкочастотного генератора (который генерирует с небольшой частотой - 0,1-1 Гц, периодический сигнал определенной формы, например синусоидальную волну) подать на управляющий вход управляемого усилителя, который будет изменять громкость в определенных пределах с частотой, равной частоте этого сигнала. В свою очередь, низкочастотный генератор (Low-Frequency Oscillator, LFO) можно запрограммировать таким образом, чтобы частота синусоиды на его выходе зависела от значения какого-либо контроллера, например той же самой скорости нажатия. В этом случае частота тремоло будет зависеть от того, насколько сильно вы нажмете клавишу. Таких "хитростей" может быть сколько угодно, и чем их больше, тем мощнее секция синтеза, тем более интересный звук можно получить. Так, классический синтезатор Wavestation фирмы Korg, имеющий оригинальный метод синтеза - wave sequencing, дает потрясающие синтетические звуки. Однажды услышав Wavestation, вы ни с чем не спутаете его звучание.
И еще одно замечание: многие синтезаторы снабжены так называемыми резонантными фильтрами. Резонантный фильтр - это фильтр высоких частот, который в точке среза имеет резонансный пик (в отечественной электронике - "добротность"). Именно возможность управления резонансом придает звуку специфическую "электронную" окраску и позволяет плавно изменять яркость звука. Особенно это необходимо тем, кто пишет музыку в стиле "техно", практически весь этот стиль построен на использовании резонантного фильтра. Некоторые синтезаторы имеют обычный высокочастотный фильтр (без резонанса) или не имеют фильтра вовсе.
Количество аудиовыходов. Многие модели синтезаторов помимо основной стереопары содержат дополнительные аудиовыходы. Такие синтезаторы позволяют определить, по какому из выходов будет звучать та или иная партия. Например, можно воспроизводить партию акустической гитары через дополнительный выход 1, фортепиано - через выход 2, а барабаны и бас - через главную стереопару. Главное преимущество синтезатора с дополнительными выходами очевидно: каждый выход можно подать на отдельный вход микшера и отдельно обработать с помощью эффект-процессоров (поканальная обработка). Это дает большую гибкость на стадии сведения. Особую роль дополнительные выходы играют в синтезаторах, в которых отсутствует встроенная обработка. Нельзя не отметить, что дополнительные выходы стоят немалых "дополнительных" денег, так как добавление каждого из них означает добавление еще одного цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). ЦАПы - очень сложные и дорогие компоненты, на них приходится львиная доля стоимости синтезатора. Но экономить на них не следует, так как общее качество звучания инструмента во многом определяется именно качеством цифро-аналоговых преобразователей.
Наличие встроенных эффектов. В большинстве современных инструментов имеется встроенная обработка; многие модели синтезаторов и сэмплеров (в том числе интегрированные в звуковые платы) содержат по два-три процессора эффектов (иногда даже больше). Рассматривая встроенную обработку, нужно оценивать общее количество и качество эффектов, а также схему подключения процессоров. Для инструментов, имеющих не более двух выходов (одной стереопары), особенно важно наличие возможности независимой поканальной обработки. Некоторые синтезаторы, кроме того, обладают средствами для изменения схемы подключения эффект-процессоров к звуковой шине. Например, можно выбрать схему, при которой два процессора подключены по схеме "посыл/возврат", а можно один из них сделать "мастер-эффектом".
Аудиопараметры. Любой синтезатор по существу представляет собой звуковоспроизводящее устройство. А значит, к нему применимо все многообразие характеристик, описывающих качество звука: отношение сигнал/шум, диапазон воспроизводимых частот, коэффициент нелинейных искажений и т. д. Рассмотрение этих характеристик выходит далеко за рамки этой статьи. Отмечу только, что отношение сигнал/шум - наиболее важный параметр, его обязательно надо принимать во внимание. Каким бы "навороченным" ни был ваш синтезатор, если он шумит - ни о каком качестве звука речь уже не идет. Имейте в виду, что синтезаторы, интегрированные в звуковые платы, почти всегда шумят больше, чем "отдельно стоящие" инструменты. Причина этого очевидна: на установленную внутри компьютера звуковую плату действует множество помех от других компонентов компьютера - от дисков до вентиляторов. Выдержать в таких условиях достойное отношение сигнал/шум - весьма сложная инженерная задача.
Управление. Этому фактору часто не придают значения. И напрасно! Ваш синтезатор может обладать большим количеством прекрасных звуков, великолепным качеством звучания и широчайшими возможностями по редактированию и синтезу звуков, но... Если доступ ко всему этому богатству осуществляется через две-три кнопки на передней панели и маленький ЖК-индикатор, работа с инструментом вряд ли доставит вам удовольствие. Для того чтобы облегчить пользователю доступ к "мозгам" синтезатора, многие фирмы поставляют в комплекте специальные программы - называемые редакторы/библиотекари, представляющие все параметры синтезатора на экране компьютера в удобной графической форме. Существуют также универсальные (способные работать с множеством разных моделей) редакторы/библиотекари, выпускаемые третьими фирмами. Для синтезатора, расположенного на звуковой плате, наличие такой программы жизненно необходимо, так как кнопочек на передней панели у него нет, "в связи с отсутствием таковой" (как докладывал старший помощник Лом в "Приключениях капитана Врунгеля"). Если управляющая программа не входит в комплект программного обеспечения, поставляемого с платой, стоит задуматься, насколько серьезно фирма-производитель относится к своему детищу. Отметим, что такие программы всегда аппаратно-зависимые, т. е. невозможно программу, разработанную для одного синтезатора, использовать с другим.
Клавиатура. Здесь нужно учитывать два фактора: качество механики и количество клавиш и полагаться только на свое субъективное мнение. Количество октав и качество механики следует выбирать таким образом, чтобы вы чувствовали себя комфортно, и играя на инструменте, и расплачиваясь за него. Если вы не очень сильны в игре на фортепиано, вам вполне хватит пяти (или даже четырех) октав. Опытные же "игроки" всегда знают, какой минимальный диапазон клавиатуры для них приемлем. Критерий выбора качества механики еще проще: пробегитесь по клавишам, возьмите пару аккордов. Если вам нравится ощущение от нажатия - все в порядке. Если случилось так, что вам понравились звуки какого-либо синтезатора, но его клавиатура разочаровала вас, не стоит огорчаться: сегодня большинство моделей выпускается как со встроенной клавиатурой, так и без нее. "Бесклавиатурные" модели называются "рэковыми" (от английского rack - стойка для аппаратуры), или, на профессиональном жаргоне музыкантов - "мозгами". Так что вы можете элементарно решить проблему, купив "мозги" от любимого синтезатора и MIDI-клавиатуру (контроллер).
Информация предоставлена - сайтом Мой Дом
Прежде всего, сам принцип представления звука в цифровой форме предполагает уничтожение какой-то части информации в нем. Исходная, непрерывная кривая, описывающая амплитуду звуковой волны, подвергается дискретизации - разбиению на отдельные интервалы (отсчеты), внутри которых амплитуда считается постоянной; таким образом фиксируются временные характеристики волны. Затем эти мгновенные значения амплитуды еще раз разбиваются на конечное число значений - теперь уже по самой величине амплитуды - и выбирается наиболее близкое из этих дискретных значений; так фиксируются амплитудные характеристики. Если говорить по отношению к графику (осциллограмме) звуковой волны, то можно сказать, что на него накладывается некая сетка - крупная или мелкая, которая определяет точность преобразования волны в цифровую форму.
елкость временной сетки - частота дискретизации - определяет прежде всего частотный диапазон преобразуемого звука. В идеальных условиях для передачи сигнала с верхней частотой F достаточно частоты дискретизации 2F, в реальных же, приходится выбирать некоторый запас. Точность же представления самих значений амплитуды - разрядность отсчетов - определяет в первую очередь уровень шумов и искажений, вносимых при преобразовании. Естественно - снова для идеального случая, поскольку шумы и искажения вносятся и другими участками схемы.
В начале 80-х, когда разрабатывалась система "компакт-диск", ориентированная для бытового применения, по результатам экспертных оценок была выбрана частота дискретизации 44,1 кГц и разрядность отсчета 16 бит (65536 фиксированных уровней амплитуды). Этих параметров достаточно для точной передачи сигналов с частотой до 22 кГц, в которые вносится дополнительный шум на уровне примерно -96 дБ. На уровне бытовой аппаратуры конца 70-х эти параметры выглядели довольно заманчиво - тем более, что акустических систем, способных более-менее точно передать звук с такими параметрами, тогда практически не существовало. В студийной работе использовалась та же разрядность отсчета при частоте дискретизации 48 кГц, что в то время считалось вполне достаточным.
За прошедшее время ситуация сильно изменилась - значительно возросло качество передачи звука в студийных и бытовых системах, снова вошли в моду ламповые усилители и схемы, когда-то признанные неэффективными, но вносящие в звук меньше искажений, чем новые, и многие стали жаловаться на характерный "цифровой" призвук в музыке на компакт-дисках, причиной которого явилась недостаточные разрядность отсчетов и прежде всего - частота дискретизации. Дело в том, что при оцифровке сигнала с частотой дискретизации F необходимо полностью удалить все его составляющие с частотами выше F/2. Обычные аналоговые проигрыватели и усилители, для которых гарантировалась передача диапазона до 20 кГц, на самом деле не вырезали из сигнала более высоких частотных составляющих - их амплитуда просто постепенно спадала, и у качественных аппаратов этот спад был более пологим, а звук - более естественным и прозрачным. Однако при глубоком подавлении высших частот - даже тех, что неслышимы сами по себе - общая звуковая картина меняется достаточно заметно для хорошей аппаратуры и тренированного слуха.
Таким образом, весьма высокие еще для начала 90-х параметры цифрового звука "16 бит/44,1 кГц" сейчас могут считаться лишь минимально допустимыми для понятий "качественный звук" и "Hi-Fi". В студийной работе происходит переход на стандарт "24 бита/96 кГц", который по теоретически достижимому качеству пока заметно перекрывает возможности существующих звуковых систем. Внутри стандарта "компакт-диск", ограниченного своими 16 разрядами и 44,1 кГц частоты дискретизации, используется преобразование цифрового звука под большую частоту дискретизации и разрядность с последующей интерполяцией промежуточных значений. Само по себе это не улучшает качества звука, однако позволяет заметно снизить погрешности, возникающие из-за неидеальности ЦАП, фильтров и прочих элементов тракта.
В обычной же компьютерной звуковой карте уже при простых записи-воспроизведении трудно достичь даже качества хорошего проигрывателя компакт дисков, не говоря уже о том, чтобы полностью "вычерпать" потенциальные характеристики внедряемых сейчас более высоких частот и разрядностей. Происходит это потому, что компьютерная карта во многом является зависимым устройством, получая питание от источника компьютера и находясь под влиянием разнообразных помех и наводок от прочих компьютерных компонент. Подавляющее большинство карт имеют совмещенные на одном кристалле ЦАП и АЦП, что снижает их помехозащищенность. Более "грамотное" проектирование звуковой карты - введение корректирующих и помехоподавляющих цепей, стабилизации питания, вынос чувствительных компонент за пределы компьютера - сразу же резко увеличивает ее стоимость, что снижает объемы продаж и еще более поднимает продажную цену, которая уже начинает приближаться к цене младших моделей студийных аппаратов. Покупка "фирменных" компьютеров со сниженным уровнем помех также плачевно сказывается на общей выгоде.
Примерно такая же картина складывается с параметрами компьютерных WT-синтезаторов: к недостаткам собственно в качестве звука добавляется ограниченность тех или иных возможностей, которые в автономных профессиональных аппаратах представлены более полно. Нередко богатые аппаратные возможности синтезатора не поддерживаются должным образом его программным обеспечением, а для пользователя музыканта это равнозначно их отсутствию. Чрезвычайно скудна документация, часто не освещающая до конца всех возможностей - особенно в сравнении с пухлыми томами описаний профессиональных инструментов.
Таким образом, возникает парадокс: главное преимущество компьютерных карт - их сравнительно низкая стоимость по отношению к возможностям - с лихвой компенсируется явно недостаточными по сегодняшним меркам качеством звука, аппаратных возможностей по его обработке, уровнем программного обеспечения. К тому же многие серьезные производители - Roland, Ensoniq, Yamaha - вполне умышленно ограничивают качество и возможности выпускаемых ими компьютерных карт по сравнению с самостоятельными изделиями. Поэтому у пользователей - прежде всего музыкантов - возникает справедливый вопрос: оправдывает ли себя идея использования компьютера, или же в ней больше от рекламных трюков на популярном нынче направлении?
Ответ прост: в современном процессе работы со звуком и музыкой без компьютера не обойтись - кроме известных направлений чисто акустической музыки, исполняемой "живьем". Другое дело - нужно правильно определить место компьютера в этом процессе. Было бы неверно полагать, что можно полностью заменить профессиональную студию с кучей серьезной и дорогой аппаратуры и звукоинженеров одним недорогим бытовым компьютером с недорогой же звуковой картой. Однако с их помощью можно начать делать то, что традиционно делалось только в "серьезных" студийных условиях - у себя дома или в небольшой любительской студии. Можно изучить и освоить возможности синтезатора, эффект-процессора, приемы воздействия на звук для получения желаемой его динамики и окраски, научиться записывать, создавать и использовать собственные звучания, подготавливать и сводить фонограммы. Для любителя и даже профессионала, не требующего сверхвысокого качества звука, даже этого может оказаться вполне достаточно, а остальные довольно скоро почувствуют ограниченность простой конфигурации - и весьма легко смогут заменить ее на более сложную и качественную, причем чаще всего - с гораздо меньшими потерями, чем при работе только с самостоятельными аппаратами. Вначале это может быть замена на более серьезную и качественную звуковую карту, затем - на автономные устройства с компьютерным управлением. Важно то, что при помощи компьютера нужным с программным обеспечением можно "выжать досуха" практически любой аппарат, для управления которым с его собственной панели просто-напросто не хватает рук.
Кроме этого, многие профессиональные музыканты пользуются компьютерными картами для создания так называемых "домашних заготовок" - как и многие писатели, архитекторы или модельеры. В условиях дороговизны аренды студийного времени нередко оказывается более выгодным спокойно подготовить дома "черновик", не обращая особого внимания на несоответствие уровня шумов, прозрачность звука и натуральности имитации традиционных инструментов студийным канонам, а затем уже принести его в студию, где опытные специалисты быстро подберут аналогичные режимы работы "серьезной" аппаратуры, которая исполнит то же самое с "настоящим студийным качеством". Такой подход позволяет наиболее оптимально организовать разделение труда, оставив музыканту работу собственно над музыкой, а звукоинженеру - над ее сведением и записью.
Мне часто приходится консультировать музыкантов и звукорежиссеров - как любителей, так и профессионалов - в вопросах применения компьютеров в их работе. И нередко приходится сталкиваться и с непонятным желанием получить все "в одном флаконе", соединив принципиально несовместимые требования, и с разочарованием от того, что не получится, купив недорогой компьютер, сразу же приступить к выпуску у себя дома компакт-дисков мирового класса. Однако мне еще не приходилось видеть человека, который, хотя бы наполовину разобравшись в звуковых возможностях компьютера, после этого смог бы отказаться от его использования. В этом и состоит правильный подход: не заменить одним инструментом все остальные, а применить его там, где ему самое место - только в этом случае достигается наибольший эффект от вложения и средств, и усилий, и времени.
Информация предоставлена - сайтом Sintezator.RU
Звук - это физическое природное явление, распространяющееся посредством колебаний воздуха и, следовательно, можно сказать, что мы имеем дело только с волновыми характеристиками. Задачей преобразования звука в электронный вид является повторение всех его этих самых волновых характеристик. Но электронный сигнал не является аналоговым, и может записываться посредством коротких дискретных значений. Пусть они имеют малый интервал между собой и практически неощутимы, на первый взгляд для человеческого уха, но мы должны всегда иметь в виду, что имеем дело только с эмуляцией природного явления именуемого звуком.
Такая запись именуется импульсно-кодовой модуляцией и являет собой последовательную запись дискретных значений. Разрядность устройства, исчисляемая в битах, говорит о том сколькими значениями одновременно в одном записанном дискрете, берется звук. Чем больше разрядность, тем больше звук соответствует оригиналу.
Любой звуковой файл можно представить, чтобы Вам было наиболее понятно, как базу данных. Она имеет свою структуру, о параметрах которой указывается обычно вначале файла. Потом идет структурированный список значений по определенным полям. Иногда вместо значений стоят формулы, позволяющие уменьшать размер файла. Для того чтобы Вам было совсем понятно, скажу, что запись файла на жесткий диск подобна тому, как Вы набиваете таблицы в Microsoft Excel. Естественно данные файлы могут читать только специализированные программы, в которые заложен блок чтения.
РСМ
РСМ расшифровывается как pulse code modulation, что и является в переводе как импульсно-кодовая. Файлы именно с таким расширением встречаются довольно редко (я встречал только в программе 3D Audio). Но РСМ является основополагающей для всех звуковых файлов. Я бы не сказал, что это очень экономный метод для хранения данных на диске, но думаю, что от этого уже никогда точно не уйдешь, причем объемы современных винчестеров уже позволяют не обращать внимания на пару десятков мегабайт.
DPCM
Изыскания по поводу экономного хранения звуковых данных на диске. Если Вы встречаете данную аббревиатуру, то знайте, что имеете дело с разностным РСМ. В основе данного метода лежит та вполне оправданная идея, что вычисления гораздо более громоздки по сравнению с тем, что можно просто указать значения разности.
АDPCM
Адаптивный DPCM. Согласитесь, что при указании просто значений разности может возникнуть проблема с тем, что есть очень маленькие и очень большие значения. В результате, какие бы супер-точные измерения не были все равно имеет место искажение действительности. Поэтому в адаптивном методе добавлен коэффициэнт масштабируемости.
WAV
Самое простое хранилище дискретных даннных. Я бы сказал прямое. Один из типов файлов семейства RIFF. Помимо обычных дискретных значений, битности, количества каналов и значений уровней громкости в wav может быть указано еще множество параметров, о которых Вы, скорее всего, и не подозревали - это: метки позиций для синхронизации, общее количество дискретных значений, порядок воспроизведения различных частей звукового файла, а также есть место для того, чтобы Вы смогли разместить там текстовую информацию.
RIFF
Resource Interchange File Format. Уникальная система хранения любых структурированных данных.
IFF
Эта технология хранения данных проистекает от Amiga-систем. Interchange File Format. Почти то же, что и RIFF, только имеются некоторые нюансы. Начнем с того, что система Amiga - одна из первых, в которой стали задумываться о программно-сэмплерной эмуляции музыкальных инструментов. В результате, в данном файле звук делится на две части: то, что должно звучать вначале и элемент того, что идет за началом. В результате, звучит начало один раз, за тем повторяется второй кусок столько раз, сколько Вам нужно и нота может звучать бесконечно долго.
MOD
Файл хранит в себе короткий образец звука, который потом можно использовать в качестве шаблона для инструмента. Проще говоря прошитый в синтезатор сэмпл.
AIF или AIFF
Audio Interchange File Format. Данный формат распространен в системах Apple Macintosh и Silicon Graphics. Заключает в себе сочетание MOD и WAV.
AIFС или AIFF-С
Тот же AIFF, только с заданными параметрами сжатия (компрессии).
AU
Опять же та же гонка за экономией места. Структура файла намного проще, чем в wav, но там указан метод кодирования данных. Файлы очень мало "весят", за счет чего получили довольно широкое распространение в Интернете. Чаще всего Вы можете встретить параметры m-Law 8 кГц - моно. Но есть и 16-ти битные стерео-файлы с частотами 22050 и 44100 Гц. Это звуковой формат предназначен для работы со звуком в рабочих системах SUN, Linux и FreeBCD.
MID
Файл, хранящий в себе сообщения MIDI-системе, установленной на Вашем компьютере или в устройстве.
МР3
Самый скандальный формат за последнее время. Многие для объяснения параметров сжатия, которые в нем применяют, сравнивают его с jpeg для изображений. Там очень много наворотов в вычислениях, чего и не перечислишь, но коэффициэнт сжатия в 10-12 раз сказали о себе сами. Если говорят, что там есть качество, то могу сказать, что там его немного. Специалисты говорят о контурности звука как о самом большом недостатке данного формата. Действительно, если сравнивать музыку с изображением, то смысл остался, а мелкие нюансы ушли. Качество МР3 до сих пор вызывает много споров, но для "обычных немузыкальных" людей потери не ощутимы явно.
VQF
Хорошая альтернатива МР3, разве что менее распространенная. Есть и свои недостатки. Закодировать файл в VQF - процесс гораздо более долгий. К тому же, очень мало бесплатных программ, позволяющих работать с данным форматом файлов, что, собственно, и сказалось на его распространении.
VOC
Восьмибитный моно-формат от семейства SoundBlaster. Можно встретить в большом количестве старых программ, использующих звук (не музыкальных).
НСОМ
То же самое, что и VOC (восемь бит, моно), но только для Apple Macintosh.
UL
Стандартный формат U-Law. 8 кГц, 8 бит, моно.
RA
Real Audio или потоковая передача аудиоданных. Довольно распространенная система передачи звука в реальном времени через Интернет. Скорость пердачи порядка 1 Кб в секунду. Полученный звук обладает следующими параметрами: 8 или 16 бит и 8 или 11 кГц.
SND
Бывает двух видов. Один - это тот же AU для SUN и NeXT. Другой - это 8-мибитный моно-файл для РС и Маков с различной частотой дискретизации.
Информация предоставлена - сайтом Sintezator.RU